Как отличить качественную винтовую сваю от некачественной?
Если товар или услуга относятся к области, в которой мы не являемся экспертами, определить их качество бывает непросто. Яркий пример – винтовые сваи.
Толщина металла.
Берите с собой микрометр
Толщина металла – важнейший фактор, влияющий на срок службы винтовой сваи, ее надежность, прочность. Для уточнения правильности расчета этого параметра рекомендуется после выполнения расчета срока службы проверить остаточную толщину стенки ствола на соответствие проектным нагрузкам.
В Международном строительном кодексе (International Building Code) толщина стенки ствола, а также толщина лопасти не регламентируются. Стандарт IBС ставит эти показатели в прямую зависимость от проектных нагрузок. В российском СП 24. 133330 «Свайные фундаменты» нормативные показатели для толщины металла также не прописаны. Как итог – многие производители экономят на металле.
Поэтому типоразмер свай должен быть четко обоснован в соответствии с требованиями ГОСТ 27751 «Надежность строительных конструкций и оснований». Сваи с толщиной стенки ствола 4 мм подходят для строительства фундаментов легких сооружений (беседка, забор и т.п.), временных сооружений (при условии воздействия незначительных нагрузок) и в слабоагрессивных грунтах. Для капитальных сооружений, а также в средне- и сильноагрессивных грунтах лучше выбрать сваи с толщиной стенки ствола от 5 мм.
Если говорить о толщине лопасти, то и здесь среди производителей единства нет.
Чаще всего используют конструкции с толщиной лопасти 5 мм. Однако результаты расчетов, подтвержденные результатами испытаний и практическим опытом, свидетельствуют о том, что такой толщины, как правило, оказывается недостаточно. Пятимиллиметровая лопасть неустойчива к деформациям, зачастую не обеспечивает необходимую несущую способность по материалу и т.п.
Увеличение толщины металла всего на 1 мм увеличивает жесткость на 73 %, а прочность на изгиб – на 44 %.
Кроме того, во время завинчивания именно лопасть испытывает максимальную нагрузку на истирание, следовательно, покрытие на данном участке получает наибольшие повреждения. В результате сопротивление коррозии обеспечивается только за счет толщины металла, то есть чем толще будет лопасть, тем дольше она сохранит свою несущую способность.
Поэтому для фундаментов капитальных сооружений, а также в агрессивных грунтах стоит использовать сваи с толщиной лопасти не менее 6 мм. Сваи с толщиной лопасти до 5 мм включительно допустимо использовать только при строительстве легких сооружений (беседки, заборы) и временных сооружений, нагрузки от которых сравнительно невысоки.
Важно правильно подобрать не только толщину и диаметр, но и конфигурацию лопасти (на основании данных о физико-механических характеристиках грунтов).
Марка стали.
Требуйте паспорт качества на сырье
Имеет значение и качество стали, которая была использована в производстве.
Как правило, сваи изготавливают из стали марки 3 (Ст3), которая входит в группу марок конструкционной стали. Ст3 – это углеродистая сталь обыкновенного качества, популярная из-за своей низкой цены.
То есть винтовые сваи из Ст3 – вариант, от которого никто многого не ждет. Такой вариант приемлем, если вы планируете строить сарай на даче. Но если речь о доме, в котором Вы планируете жить, то торопиться явно не стоит.
Вам подойдут сваи, изготовленные из стали марки 20 (Ст20). Cталь 20 – сталь конструкционная углеродистая качественная. Она обладает более высокими значениями физико-механических свойств: твердость по Бринеллю, предел кратковременной прочности, предел пропорциональности (предел текучести для остаточной деформации). Строгий контроль химического состава при производстве Ст20 также положительно влияет на ее качество.
Сварные швы.
Требуйте УЗК сварных швов
При строительстве свайно-винтовых фундаментов используются два типа свай – с литым (готовый наконечник приваривается к стволу) или сварным (сначала формируется наконечник, затем к нему приваривается лопасть) наконечником. Оба типа требуют выполнения сварных работ.
Из-за низкого качества сварки срок службы винтовой сваи может сократиться на 80 %. Некачественный шов в конце завинчивания часто рвется и деформируется, из-за чего может произойти осадка фундамента. Поэтому контроль качества сварных соединений необходим. И состоять он должен как минимум из двух этапов.
Первый этап – визуально-измерительный контроль (ВИК), который выявляет явные дефекты: смещение кромок, прожоги, подрезы, свищи, поверхностные трещины и т.п. (внешний осмотр не определяет сплошность сварного шва, так как тот может содержать инородные предметы и/или полости, и поэтому дает только 50 % гарантии качества).
Второй этап – капиллярная цветная дефектоскопия или ультразвуковой контроль сплошности сварного шва.
Капиллярная дефектоскопия – метод дефектоскопии, основанный на проникновении определенных жидких веществ в поверхностные дефекты изделия под действием капиллярного давления, в результате чего повышается свето- и цветоконтрастность дефектного участка относительно неповрежденного.
Свето- и цветоконтрастные индикаторные жидкости называются панетрантами. Если основой пенетранта являются красители, видимые при дневном свете, то метод контроля называют цветным. В цветной капиллярной дефектоскопии (ЦД) используют ярко-красные красители.
Ультразвуковой неразрушающий контроль (УЗК) сварных соединений выявляет дефекты, находящиеся на глубине от 1-2 мм до 6-10 мм от поверхности шва. УЗК сварных соединений регламентируется положениями ГОСТ 14782 «Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые» и ГОСТ 18353 «Неразрушающий контроль. Классификация методов и видов».
Покрытие.
Требуйте сертификат качества на покрытие
Покрытие винтовых свай – только дополнительная защита от коррозии. Связано это с тем, что при установке в любой грунт свая испытывает значительное воздействие на истирание. Покрытие (даже дорогое – полимерное и цинковое горячее) при этом повреждается, а значит, рассматривать его как основной способ защиты просто не имеет смысла.
Но и полностью отказываться от покрытия не стоит, так как оно уменьшает негативное воздействие среды на надземную часть винтовой сваи.
На протяжении долгого времени производители винтовых свай использовали покрытие на основе эпоксидных смол, затем на смену ему пришло двухкомпонентное антикоррозийное покрытие на основе полиуретановых смол с более высоким показателем адгезии, в том числе на неровных участках (стыки, сварные швы, выемки т.п.).
Некоторые производители также предлагают винтовые сваи с цинковым покрытием. Это действенный способ защиты металла от коррозии, но его применение не всегда оправдано. К примеру, оцинкованные сваи запрещено использовать в средне- и сильноагрессивных грунтах с показателем pH ниже 3 (сильнокислотные) и выше 11 (щелочные) (см. п. 9.2.8 СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии»). Кроме того, они довольно дорогие.
Упаковка. Маркировка.
«Мелочи», которым мы не придаем значения
«Мелочи не играют решающей роли. Они решают все». Это высказывание принадлежит одному успешному американскому бизнесмену, который добился успеха, уделяя достаточно времени незначительным на первый взгляд деталям и вопросам.
Если говорить о покупке винтовых свай, «мелочами», внимание к которым убережет вас от возможных убытков, станут маркировка и упаковка готовой продукции.
Маркировка должна содержать информацию обо всех участниках производственного процесса: клеймо сварщика, резчика, мастера смены и т.д. Это позволяет компании выстраивать систему персональной ответственности, своевременно выявлять тех сотрудников, которые ненадлежащим образом выполняют свои обязанности. Маркировка – залог того, что производитель осуществляет должный контроль качества.
Документы на винтовую сваю
- сертификат соответствия на продукцию (документ, удостоверяющий соответствие продукции требованиям технических регламентов, положениям стандартов);
- гарантийный сертификат на продукцию (документ, в соответствии с которым компания обязуется взять на себя ответственность при возникновении гарантийных случаев).
- паспорт качества (технический документ, содержащий основные технические характеристики продукции. Подтверждает качество конкретной товарной партии продукта);
- отчет УЗК о сплошности сварного шва/отчет о проведении капиллярной цветной дефектоскопии (документ, содержащий информацию о качестве сварных соединений конкретной товарной партии продукта);
- сертификаты на сырье: сталь, проволоку, покрытие и т.п. (документ, удостоверяющий соответствие сырья требованиям технических регламентов, положениям стандартов).
Продавец по вашему запросу также обязан предоставить вам для ознакомления:
- пример расчета прочности сварного шва (документ, подтверждающий, что при сварке с использованием определенных материалов сварной шов будет прочным);
- копию ТУ на продукцию (документ, устанавливающий технические требования к производственному процессу, а также требования к качеству продукции, допуски и т.п.);
- патенты на продукцию (документ, подтверждающий, что не нарушаются чьи-либо авторские/патентные права);
- технологические карты проведения ВИК/УЗК сварных швов;
- сертификаты на используемое оборудование (плазменные аппараты (по раскрою листа и трубы), сварочные аппараты и т.д.);
- технологическую карту сварки на интересующий вас тип винтовых свай;
- свидетельства Национального Агентства Контроля Сварки (НАКС);
- удостоверения сварщиков (НАКС) и дефектоскопистов.
Кроме того, посетите производство организации, у которой планируете покупать винтовые сваи.