Обоснование необходимости бетонирования ствола винтовой сваи

Технология Гражданское строительство Промышленное строительство Гарантия Проектирование


Время чтения: 6 минут Интересно, но нет времени читать?
audio Прослушать статью

В статье рассматриваются необходимость бетонирования ствола винтовой сваи, совместная работа стали и бетона, и альтернативные способы заполнения трубы.


Процедура заполнения полости ствола винтовой сваи

Нередко заказчики сомневаются в необходимости заполнения ствола винтовой сваи. Причина кроется в том, что не будучи специалистом, довольно сложно оценить все преимущества процедуры. Тем не менее, в соответствии с технологией, инъекция раствора в ствол сваи – один из важных процессов.

Производится она следующим образом: в завинченную сваю после спиливания участка с монтажным отверстием заливается, как правило, бетонный раствор. Желательно при этом использовать воронку (к примеру, дорожный конус): раствор не будет проливаться и Вы получите возможность лучше контролировать расход материала.

После заливки при помощи шомпола (это может быть кусок арматуры) рекомендуется уплотнить раствор. Конечно, устранить все оставшиеся воздушные полости таким образом вряд ли удастся, но все же процедура позволит существенно сократить их количество. После этого можно монтировать оголовок и продолжать работы. 

Бетонированные сваи в большей степени подвержены коррозии – миф или реальность?

Казалось бы, технология простая и необходимая, но ее целесообразность, тем не менее, была поставлена под сомнение. Некоторые компании не используют бетонирование ствола сваи, так как, с их точки зрения, оно уменьшает срок службы фундамента. Это мнение подкрепляется положением о том, что металл и бетон имеют различное тепловое расширение. Из-за этого несоответствия якобы образуются микрозазоры, в которых скапливается влага, и при наличии доступа кислорода коррозия протекает в ускоренном темпе.

Бетонирование ствола.jpg

Эти доводы не имеют под собой реальных оснований и легко опровергаются. Коэффициенты линейного теплового расширения стали и бетона мало различаются между собой, и существующая незначительная разница не может стать причиной конфликта материалов. Конструкции из железа и бетона и при отрицательных температурах, и в условиях нестационарного теплового режима ведут себя аналогично однородным. Именно это делает возможным существование таких материалов как железобетон и трубобетон.

Даже если в бетонном растворе останутся полости, отсутствие доступа кислорода сведет к минимуму вероятность образования в них конденсата, а значит, и риск возникновения коррозионных процессов на внутренней стенке ствола. Ржавление начнется, только если свая будет иметь непрерывную полость по всей длине, что маловероятно.

Таким образом, данная технология не только не провоцирует коррозионные процессы, но, напротив, препятствует их развитию. Бетон вытесняет кислород из ствола, а кроме того, он сам по себе – щелочная среда, благоприятная для черного металла. Вода, которая остается в растворе, достигает pH более 7 единиц (щелочной среды). То есть бетон не оказывает ни физического, ни химического негативного воздействия на металл. 

Более того, заполнение стальной трубы бетоном уменьшает гибкость элементов, увеличивает местную устойчивость стенок и глушит вибрации.

Альтернативное заполнение полости ствола винтовой сваи

Стоит напомнить о том, что помимо бетонного для заполнения ствола винтовой сваи можно использовать и песчано-цементный раствор. Последовательность действий и в том, и в другом случае фактически не отличается: для ускорения схватывания (набора прочности) рекомендуется после проведения процедуры по уплотнению бетонного или песчано-цементного раствора, последние 20 сантиметров ствола засыпать сухой ПЦС.

Использование ПЦС позволяет строить и в зимний период. Для работы с бетоном наиболее благоприятной является температура в промежутке от +15° до +25℃. Если использовать противоморозные добавки, этот диапазон расширяется до +5℃. При отрицательной же температуре воздуха бетонную либо песчано-цементную смесь необходимо постоянно подогревать, из-за чего возникают дополнительные расходы.

Отличным вариантом в этом случае является использование сухой песчано-цементной смеси. Как и в случае с бетонным или песчано-цементным раствором, после срезки участков с технологическим отверстием она засыпается в сваю через воронку, а затем уплотняется. 

Песчано-цементная смесь, как и бетонный раствор «выдавливает» воздух, предотвращая тем самым возникновение коррозионных процессов на внутренней поверхности трубы.  Кроме того, даже если в ствол все же попадет влага, ПЦС просто впитает ее, набрав при этом прочность.

Следует помнить: то, какой вариант заполнения Вы выберете, определит и способ, которым будет привариваться оголовок.

Способ заполнения 

Способ приварки оголовка 

Бетонный раствор

Оголовок прихватывается. Длина сварных соединений – не более 1,5 см. Запрещается приваривать полностью

Песчано-цементный раствор

Оголовок прихватывается. Длина сварных соединений – не более 1,5 см. Запрещается приваривать полностью

Сухая песчано-цементная смесь

Оголовок приваривается по кругу полностью или «прихватывается»

Если, несмотря на все приведенные доводы, Вы все же с настороженностью относитесь к этой процедуре, то Вам следует использовать сваи с толщиной стенки 6 и более миллиметров. Только в этом случае разрешается не заполнять ствол, при условии, что оголовок будет проварен полностью в соответствии с пунктом 9.2.2. СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии». 




Была ли информация для Вас полезной?
301
9
12

Статьи по теме