Расчет винтовой сваи на горизонтальную нагрузку, объект «Реконструкция ж/д пути № 37 и строительство ж/д пути № 41а», г. Пермь
Компания «ГлавФундамент» выполнила расчет винтовой сваи на горизонтальную нагрузку для объекта «Реконструкция ж/д пути № 37 и строительство ж/д пути № 41а в филиале ООО «УРАЛХИМ-ТРАНС» в Перми.
Инженерно-геологические условия участка строительства
Согласно данным инженерно-геологических изысканий участок строительства представлен следующими грунтами:
- щебенистый грунт маловлажный с суглинистым заполнителем;
- глина легкая пылеватая полутвердой консистенции;
- суглинок тяжелый песчанистый твердой консистенции.
Так как свая рассчитывалась на горизонтальную нагрузку, основание моделировалось в пределах первого (щебенистый грунт) и второго (глина легкая пылеватая) слоев.
Расчет винтовой сваи на горизонтальную нагрузку
Расчет выполнялся для сваи винтовой для сезоннопромерзающих грунтов широколопастной со следующими конструктивными и геометрическими параметрами:
- диаметр лопасти – 400 мм;
- толщина лопасти – 12 мм;
- диаметр ствола – 273 мм;
- толщина стенки ствола – 12 мм;
- длина сваи – 4 300 мм.
Расчет выполнялся для случаев заполнения полости сваи бетоном и без него.
Для выполнения расчетов использовались системы автоматизированного проектирования (САПР), базирующиеся на методе конечных элементов (МКЭ). Для грунтов была принята модель Мора-Кулона, для материала свай принята упругая модель Гука.
В ходе расчета к голове сваи были приложены нагрузки:
- Рmax=160 кН (16 т);
- 0,5 Рmax=80 кН (8 т).
Анализ выполненных расчетов показал, что бетон не оказывает значительного влияния на жесткость сваи.
Перемещение в уровне верха сваи составит:
- 12 мм при нагрузке 16 т;
- 8 мм при нагрузке 8 т.
Данные показатели превысили расчетные значения, в связи с чем на объекте было рекомендовано применение винтовых свай с элементом сопротивления боковым нагрузкам.