
Фундамент системы резервного отопления для железнодорожного вокзала

Климатические и инженерно-геологические
условия площадки строительства
По данным инженерно-геодезических изысканий участок расположен в районе, который характеризуется резко континентальным климатом с холодной продолжительной зимой и коротким теплым летом. Абсолютный минимум температуры воздуха составляет минус 53ºС, абсолютный максимум - 36ºС.
Наибольшая глубина почвы за зиму составляет 253 см при средней глубине промерзания 175 см.
Среднегодовое количество осадков составляет 349 мм в год. Район относится к зоне достаточного увлажнения.
Среднегодовая скорость ветра колеблется в пределах 2,4-4,6 м/с. Нормативное значение ветрового давления принимается равным 0,38 кПа (38 кг/см2), что соответствует III ветровому району.
Интенсивность сейсмического воздействия для Красноярска принимается равной 6 баллам.
- насыпные грунты. Пески пылеватые средней плотности с включением гравия и гальки до 10 %, с примесью органических веществ, с включением строительного мусора. Залегают в интервалах глубин от 0,2 м до 1,5-2,3 м. Мощность слоя составляет 1,3-2,1 м;
- супеси твердые песчанистые, реже пылеватые, непросадочные, с линзами суглинков твердых и супеси пластичной. Залегают в интервалах глубин от 1,5-2,3 м до 4,5-5,5 м. Мощность слоя составляет 2,3-4,0 м;
- галечниковые грунты с песчаным заполнителем 26,7 %, малой степени водонасыщения. Залегают в интервалах глубин от 4,6-5,5 м до 8,0 м. Мощность слоя составляет 2,5-3,4 м.
Назначение винтовых свай
- диаметр лопастей – 350 мм;
- толщина лопастей – 6 мм;
- конфигурация лопастей – для полутвердых грунтов;
- диаметр ствола – 133 мм;
- толщина стенки ствола – 4,5 мм;
- длина сваи – 5 500 мм.
Выбор толщины металлопроката обусловлен степенью коррозионной агрессивности грунтов (КАГ) площадки строительства (данные получены в ходе измерений). Для уточнения правильности подбора данного параметра после выполнения расчета срока службы свай в грунте всегда выполняется проверка соответствия остаточной толщины стенки ствола проектным нагрузкам и требованиям ГОСТ 27751.
Подбор конфигурации лопасти, соответствующей грунтовым условиям площадки строительства, позволил минимизировать нарушения структуры грунта в процессе установки винтовой сваи, что позволяет гарантировать соответствие несущей способности требованиям проектной документации.
На этапе проектирования также были индивидуально подобраны такие параметры винтовых свай как расстояние между лопастями, шаг и угол наклона лопастей.
Необходимость расчета межлопастного расстояния, шага и угла наклона лопастей обусловлена сложной зависимостью этих параметров от грунтовых условий и характера нагрузок от строения (подробнее).
Погружение винтовых свай

Работы по погружению винтовых свай выполнялись в условиях плотной городской застройки: одна сторона площадки строительства прилегала непосредственно к железнодорожным путям, с другой стороны располагались жилые здания.
Кроме того, над будущим фундаментом проходили высоковольтные провода, а отключение тока осуществлялось специалистами ОАО «РЖД» в строго отведенные временные интервалы.
Также погружение осложнялось наличием большого количества включений (техногенного мусора) в грунте.