Пирсы и причалы на винтовых сваях

Гражданское строительство Проектирование


Статья расскажет об особенностях проектирования и строительства пирсов на винтовых сваях и причалов на винтовых сваях.

Лодочная станция, частный дом с выходом к реке или озеру, населенный пункт на берегу водоема. Эти и многие другие ситуации могут потребовать строительства пирса или причала для лодок, катеров или других маломерных судов.

Вариантов строительства фундамента подобных сооружений немного.

Буронабивные конструкции исключаются сразу: стоит только пробурить скважину, как ее заполнит вода. Ленточное основание также возможно возвести, только если осушить водоем или как-то иначе отвести воду со стройплощадки. Это сложно, долго и дорого.

Деревянные опоры даже из пород дерева, устойчивых к гниению уже давно не используют.

Остаются понтоны, забивные бетонные или стальные сваи и свайно-винтовое основание.

  • Понтоны неустойчивы, не способны воспринимать большие нагрузки, их нужно демонтировать во время ледохода/ледостава.

  • Забивные бетонные опоры рассчитаны на тяжелые надводные объекты, поэтому их установка под малые нагрузки экономически нецелесообразна. Кроме того, подверженность бетона коррозии требует использования дорогого сульфатостойкого цемента, что еще увеличивает траты.

  • Забивные металлические опоры передают нагрузку на грунт в основном благодаря трению по боковой поверхности (из-за отсутствия лопасти), поэтому хуже воспринимают выдергивающие нагрузки. Весной такую опору может легко вырвать из грунта.

В результате проще всего построить пирс или причал на винтовых сваях. Водоем не требуется осушать, установить конструкцию можно:

  • летом – с берега с помощью ямобура с телескопической стрелой;

  • зимой – прямо с поверхности льда, когда он уже достаточно крепкий.

Лопасть винтовой сваи воспринимает значительную часть нагрузок от сооружения, а также улучшает восприятие конструкцией выдергивающего и горизонтального воздействия.

Проектирование пирсов/причалов на винтовых сваях

При проектировании пирсов и причалов на винтовых сваях необходимо учитывать, что металлоконструкция будет эксплуатироваться в условиях негативного воздействия окружающей среды. Это влияет на назначение такого параметра свай, как толщина стенки ствола.

Значительное горизонтальное и выдергивающее воздействие на основания надводных объектов (течение, ледоход и ледостав) требуют использования конструкций с двумя и более лопастями, анкерных винтовых свай, для которых индивидуально подбираются такие параметры, как расстояние между лопастями, конфигурация, шаг и угол наклона лопастей (подробнее «Особенности расчета двухлопастных винтовых свай»).

Подбор конфигурации лопасти, соответствующей грунтовым условиям площадки строительства, позволяет минимизировать нарушения структуры грунта в процессе погружения, что также положительно сказывается на несущей способности (подробнее «Ключевые принципы подбора параметров лопастей винтовых свай»).

Строительство пирсов/причалов на винтовых сваях

Для разбивки площадки строительства пирсов/причалов используются обычные деревянные вешки. Определяя их длину, нужно учитывать, что они должны быть выше уровня воды в водоеме.

Когда разметка сделана, выполняется установка опор с постоянным контролем в вертикальной плоскости. Для этого на стволе сваи крепятся два магнитных уровня.

После погружения всех опор, они выравниваются в горизонтальной плоскости, канал ствола заполняется бетонным/песчано-цементным раствором или сухой песчано-цементной смесью. Затем выполняется обвязка свай швеллером, уголком или двутавром. Полученная рама будет использоваться для устройства настила.

Высоту настила определяется с учетом сезонных колебаний уровня воды, при этом все деревянные и металлические части необходимо покрыть антикоррозионными защитными эмалями и красками. Сам настил может быть изготовлен как из дерева, так и монолитного железобетона, либо листового металла, как вариант, подойдут сборные железобетонные плиты. 

Пример установки пирса на винтовые сваи. Укрепление береговой линии

В компанию «ГлавФундамент» поступил заказ на разработку проекта фундамента элемента зоны рекреации – пирса «Г»-образной формы. Строительство гидротехнического сооружения также совпало с необходимостью укрепления береговой линии (рекреационная зона пересеклась с береговой).

В таких случаях во время подготовки проекта вся документация по объектам объединяется, поэтому перед специалистами стояли сразу 2 задачи: 

  • подготовить схему свайного поля для укрепления берега. 

  • разработать фундамент под пирс. 

Разрушая берег, вода создает угрозу для расположенных вблизи объектов. Последующий ландшафтный сход приводит к тому, что сам водоем также мелеет, возникает опасность нарушения существующей экосистемы.

Укрепление береговой линии – мероприятие, которое защищает береговой грунт от размывания. Оно выполняется различными методами, в том числе с применением винтовых свай.

Длина склона – 50 метров. Для укрепления береговой линии в данном случае специалисты проектного отдела рекомендовали использовать анкерные винтовые сваи (40 шт.). Опоры на линии воды устанавливаются с шагом 1 590 мм, обвязка выполняется при помощи швеллера.

Перекрытие пирса – дощатый настил по деревянным балкам, укосины (наклонно стоящие к стойке подпорки) – профтруба 40х60. Длина пирса – 6 000 мм, ширина – 5 500 мм.

Проектный отдел рекомендовал под объект анкерные сваи:

  • длиной 5 600 мм – 2 шт.; 

  • длиной 4 100 мм – 6 шт.; 

  • длиной 3 100 мм – 4 шт. 





Была ли информация для Вас полезной?
2
0
0

Статьи по теме