Пирсы и причалы на винтовых сваях


Статья расскажет об особенностях проектирования и строительства пирсов на винтовых сваях и причалов на винтовых сваях.

Содержание статьи:

1. Учет грунтовых условий при проектировании и строительстве пирсов/причалов

2. Проектирование пирсов/причалов на винтовых сваях

3. Строительство пирсов/причалов на винтовых сваях

4. Пример установки пирса на винтовые сваи. Укрепление береговой линии


Лодочная станция, частный дом с выходом к реке или озеру, населенный пункт на берегу водоема. Эти и многие другие ситуации могут потребовать строительства пирса или причала для лодок, катеров или других маломерных судов.

Вариантов строительства фундамента подобных сооружений немного.

Буронабивные сваи следует исключить сразу, так как они требуют обязательного бурения скважин под защитой обсадной трубы и бетонирования ствола методом вертикально перемещаемой трубы (ВПТ). Данные мероприятия могут быть проведены только с привлечением сложный техники и оборудования, что на порядок увеличивает затраты на строительство.

Ленточный фундамент на естественном основании также возможно возвести, только если выполнить шпунтовое ограждение и осушить котлован мощными насосами. Это также сложно, долго и дорого.

Пирсы и причалы на винтовых сваях

Деревянные опоры, даже из пород дерева, устойчивых к гниению, уже давно не используют. Остаются понтоны, забивные железобетонные или стальные сваи и свайно-винтовое основание.

  • Понтоны неустойчивы, не способны воспринимать большие нагрузки, их нужно демонтировать во время ледохода/ледостава.
  • Забивные железобетонные опоры применяются, как правило, для тяжелых надводных объектов, поэтому их установка под малые нагрузки экономически нецелесообразна. Кроме того, необходимость обеспечения высокой плотности и низкой водопроницаемости материала вынуждает использовать гидротехнический бетон, что еще увеличивает траты.
  • Забивные металлические опоры передают нагрузку на грунт в основном благодаря трению по боковой поверхности (из-за отсутствия лопасти), поэтому хуже воспринимают выдергивающие нагрузки. Весной такую опору может легко поднять из грунта.

В результате проще всего построить пирс или причал на винтовых сваях. Водоем не требуется осушать, установить конструкцию можно:

  • летом – с берега с помощью ямобура с телескопической стрелой;
  • зимой – прямо с поверхности льда, когда он уже достаточно крепкий.

Лопасть винтовой сваи воспринимает значительную часть нагрузок от сооружения, а также улучшает восприятие конструкцией выдергивающего и горизонтального воздействия.

1. Учет грунтовых условий при проектировании и строительстве пирсов/причалов

Какой бы тип фундамента ни использовался, определяющее значение при его проектировании и строительстве будут иметь две группы свойств грунтов – физико-механические и химические.

Физико-механические свойства грунтов характеризуют их физическое состояние и способность деформироваться и не разрушаться под действием внешних нагрузок.

Химические свойства грунтов обусловлены происходящими в них химическими изменениями и характеризуют их способность участвовать в химических взаимодействиях с различными веществами.

От химических свойств будет зависеть срок службы фундамента, от физико-механических – его способность к восприятию проектных нагрузок.

Эту информацию о грунтовых условиях, достаточную для проектирования фундамента из винтовых свай в водонасыщенных грунтах, можно получить, проведя всего две процедуры:

  • геотехническое и геолого-литологическое исследование грунтов;
  • измерение коррозионной агрессивности грунтов (КАГ).

Скоростные исследования, внедренные ГК «ГлавФундамент» в качестве обязательных, адаптированы, в том числе к нуждам малоэтажного строительства, поэтому расходы на строительство фундамента практически не увеличатся (подробнее «Экспресс-геология: геотехнические и геолого-литологические исследования и измерения коррозионной агрессивности грунтов»).

Пирсы и причалы на винтовых сваях

2. Проектирование пирсов/причалов на винтовых сваях

При проектировании пирсов и причалов на винтовых сваях необходимо учитывать, что металлоконструкция будет эксплуатироваться в условиях негативного воздействия окружающей среды. Это влияет на назначение такого параметра свай, как толщина стенки ствола.

Значительное горизонтальное и выдергивающее воздействие на основания надводных объектов (течение, ледоход и ледостав) требуют использования конструкций с двумя и более лопастями, анкерных винтовых свай, для которых индивидуально подбираются такие параметры, как расстояние между лопастями, конфигурация, шаг и угол наклона лопастей (подробнее «Особенности расчета многолопастных винтовых свай»).

Подбор конфигурации лопасти, соответствующей грунтовым условиям площадки строительства, позволяет минимизировать нарушения структуры грунта в процессе погружения, что также положительно сказывается на несущей способности (подробнее «Ключевые принципы подбора параметров лопастей винтовых свай»).

3. Строительство пирсов/причалов на винтовых сваях

Для разбивки площадки строительства пирсов/причалов используются обычные деревянные вешки. Определяя их длину, нужно учитывать, что они должны быть выше уровня воды в водоеме.

Когда разметка сделана, выполняется установка опор с постоянным контролем в вертикальной плоскости. Для этого на стволе сваи крепятся два магнитных уровня.

После погружения всех опор, они выравниваются в горизонтальной плоскости, канал ствола заполняется бетонным/песчано-цементным раствором или сухой песчано-цементной смесью. Затем выполняется обвязка свай швеллером, уголком или двутавром. Полученная рама будет использоваться для устройства настила.

Высоту настила определяется с учетом сезонных колебаний уровня воды, при этом все деревянные и металлические части необходимо покрыть антикоррозионными защитными эмалями и красками. Сам настил может быть изготовлен как из дерева, так и монолитного железобетона, либо листового металла, как вариант, подойдут сборные железобетонные плиты.

Пирсы и причалы на винтовых сваях

4. Пример установки пирса на винтовые сваи. Укрепление береговой линии

В компанию «ГлавФундамент» поступил заказ на разработку проекта фундамента элемента зоны рекреации – пирса «Г»-образной формы. Строительство гидротехнического сооружения также совпало с необходимостью укрепления береговой линии (рекреационная зона пересеклась с береговой).

В таких случаях во время подготовки проекта вся документация по объектам объединяется, поэтому перед специалистами стояли сразу 2 задачи:

  • подготовить схему свайного поля для укрепления берега;
  • разработать фундамент под пирс.

Разрушая берег, вода создает угрозу для расположенных вблизи объектов. Последующий ландшафтный сход приводит к тому, что сам водоем также мелеет, возникает опасность нарушения существующей экосистемы.

Укрепление береговой линии – мероприятие, которое защищает береговой грунт от размывания. Оно выполняется различными методами, в том числе с применением винтовых свай.

Длина склона – 50 метров. Для укрепления береговой линии в данном случае специалисты проектного отдела рекомендовали использовать анкерные винтовые сваи (40 шт.). Опоры на линии воды устанавливаются с шагом 1 590 мм, обвязка выполняется при помощи швеллера.

Перекрытие пирса – дощатый настил по деревянным балкам, укосины (наклонно стоящие к стойке подпорки) – профтруба 40х60. Длина пирса – 6 000 мм, ширина – 5 500 мм.

Проектный отдел рекомендовал под объект анкерные сваи:

  • длиной 5 600 мм – 2 шт.;
  • длиной 4 100 мм – 6 шт.;
  • длиной 3 100 мм – 4 шт.


Была ли информация для Вас полезной?
5
1
0
 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений

Статьи по теме