Обоснование необходимости бетонирования ствола винтовой сваи

Время чтения: 6 минут Интересно, но нет времени читать?

Отправка на почту статьи


Нажимая кнопку "Получить", я подтверждаю свою дееспособность и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями



В данной статье рассматриваются вопросы необходимости бетонирования ствола винтовой сваи, вопросы совместной эксплуатации стали и бетона, а также альтернативные способы заполнения ствола винтовой сваи.


Нередко заказчики сомневаются в необходимости заполнения ствола винтовой сваи. Причина кроется в том, что не будучи специалистом, довольно сложно оценить все преимущества данной процедуры. Тем не менее, в соответствии с технологией возведения фундаментов на винтовых сваях, инъекция раствора в ствол сваи действительно является одним из важных процессов.

Производится она следующим образом: в завинченную сваю после спиливания участка с монтажным отверстием заливается, как правило, бетонный раствор. Желательно при этом использовать воронку (к примеру, дорожный конус), так как в этом случае раствор не будет проливаться, а, следовательно, Вы получите возможность лучше контролировать расход материала.

После заливки при помощи шомпола (это может быть кусок арматуры) рекомендуется уплотнить раствор. Конечно, устранить все оставшиеся воздушные полости таким образом вряд ли удастся, но все же процедура позволит существенно сократить их количество. После этого можно монтировать оголовок и продолжать работы. 

Казалось бы, технология простая и необходимая, но ее целесообразность, тем не менее, была поставлена под сомнение. Некоторые компании, занимающиеся возведением фундаментов на винтовых сваях, не используют бетонирование ствола сваи, так как, с их точки зрения, оно уменьшает срок службы фундамента. Данное мнение подкрепляется положением о том, что металл и бетон имеют различное тепловое расширение. Из-за этого несоответствия якобы образуются микрозазоры, в которых скапливается влага, и в случае доступа кислорода процесс коррозии не только не сводится на нет, но напротив, протекает в ускоренном темпе. В действительности, данные доводы не имеют под собой реальных оснований и легко опровергаются физическими параметрами материалов.

Общепризнанно, что коэффициенты линейного теплового расширения стали и бетона мало различаются между собой, и существующая мизерная разница не может стать причиной конфликта материалов. Конструкции из железа и бетона и при отрицательных температурах, и в условиях нестационарного теплового режима ведут себя аналогично однородным. Именно это делает возможным существование таких материалов как железобетон и трубобетон.

Более того, даже если в бетонном растворе останутся полости, отсутствие доступа кислорода сведет к минимуму вероятность образования в них конденсата, а значит и риск возникновения коррозионных процессов на внутренней стенке ствола винтовой сваи. Ржавление может начаться только в том случае, если свая будет иметь непрерывную полость по всей длине, что в свою очередь маловероятно.

Таким образом, данная технология не только не провоцирует коррозионные процессы, но, напротив, препятствует ржавлению. Бетон вытесняет кислород из ствола винтовой сваи, а кроме того, сам по себе является щелочной средой, благоприятной для черного металла. Вода, которая остается в растворе, достигает pH более 7 единиц (щелочной среды). То есть бетон не оказывает ни физического, ни химического негативного воздействия на винтовую сваю. 

Более того, заполнение стальной трубы бетоном уменьшает гибкость элементов, увеличивает местную устойчивость стенок трубы и глушит вибрации. 

Бетонирование ствола.jpg

Стоит напомнить о том, что помимо бетонного для заполнения ствола винтовой сваи можно использовать и песчано-цементный раствор. Последовательность действий и в том, и в другом случае фактически не отличается: для ускорения схватывания (процесса набора прочности) рекомендуется после проведения процедуры по уплотнению бетонного или песчано-цементного раствора, последние 20 сантиметров ствола винтовой сваи засыпать сухой ПЦС.

Использование ПЦС позволяет возводить фундаменты на винтовых сваях и в зимний период. Дело в том, что для работы с бетоном наиболее благоприятной является температура в промежутке от +15° до +25° С. В случае использования противоморозных добавок этот диапазон расширяется до +5° С. При отрицательной же температуре воздуха бетонную либо песчано-цементную смесь необходимо постоянно подогревать, что приводит к возникновению дополнительных расходов на строительство и, следовательно, удорожанию процесса в целом.

Отличным вариантом в этом случае является использование сухой песчано-цементной смеси. Как и в случае с бетонным или песчано-цементным раствором, после срезки участков с технологическим отверстием она засыпается в ствол винтовой сваи через воронку, а затем уплотняется. 

Песчано-цементная смесь, как и бетонный раствор «выдавливает» воздух из полости винтовой сваи, предотвращая тем самым возникновение коррозионных процессов на внутренней поверхности сваи.  Кроме того, в этом случае, даже если в ствол винтовой сваи все же попадет влага, ПЦС просто впитает ее, набрав при этом прочность.

Следует помнить: то, какой вариант Вы выберете, определит и способ, которым будет привариваться к стволу винтовой сваи оголовок.

Способ заполнения ствола винтовой сваи

Способ приваривания оголовка к стволу винтовой сваи

Бетонный раствор

Оголовок прихватывается. Длина сварных соединений – не более 1,5 см. запрещается приваривать оголовок полностью

Песчано-цементный раствор

Оголовок прихватывается. Длина сварных соединений – не более 1,5 см. запрещается приваривать оголовок полностью

Сухая песчано-цементная смесь

Оголовок приваривается по кругу полностью или «прихватывается»

Если, несмотря на все приведенные доводы, Вы все же с настороженностью относитесь к данной процедуре, то при строительстве фундамента на винтовых сваях Вам следует использовать сваи с толщиной стенки ствола 6 и более миллиметров. Только в этом случае разрешается не заполнять ствол винтовой сваи, при условии, что оголовок будет проварен полностью в соответствии с пунктом 9.2.2. СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии». 



Была ли информация для Вас полезной?
0
0
0

Статьи по теме