История и перспективы развития винтовых свай

Время чтения: 6 минут Интересно, но нет времени читать?

Отправка на почту статьи


Нажимая кнопку "Получить", я подтверждаю свою дееспособность и даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями



Начало истории свайного фундаментостроения положили обыкновенные деревянные сваи, которые применялись вплоть до конца ХIХ века. С течением времени сваи совершенствовались: изменялся материал и способы погружения сваи,  материал становился более прочным, а для облегчения работы при забивке в твердый грунт стали применять «башмаки» из железа. Так продолжалось до тех пор, пока в 1838 году английский инженер Александр Митчелл предложил не забивать сваи в грунт, а завинчивать их.

Первые винтовые сваи представляли собой металлическую трубу, на конце которой был якорный винт. Они устанавливались в грунт силами людей и животных, которые вращали якорный шпиль - большое деревянное колесо.

Первоначально винтовые сваи применялись исключительно для постройки судовых причалов, но вскоре сфера их применения расширилась - уже в 1838 году винтовые сваи использовали для возведения маяка Мэплин Сэндс, который был установлен на неустойчивом прибрежном грунте реки Темзы в Великобритании. Архитектор и инженер Евгениус Берч (1818 – 1884) еще более расширил сферу применения винтовых свай, используя их для укрепления морских пирсов.

В 1900-1950 года популярность винтовых свай несколько снизилась - свои коррективы внесло бурное развитие механического сваебойного и бурового оборудования. Однако в последующие годы рейтинг свайно-винтовых фундаментов значительно возрос - они стали востребованы в сфере промышленного и крупного гражданского строительства. Исторически этот период времени соответствует возведению важных инфраструктурных проектов в Соединенных Штатах, в числе которых межгосударственная система шоссе, крупные плотины, электростанции, акведуки и линии электропередач. Вскоре свайно-винтовые фундаменты стали широко применяться в сфере индивидуального жилищного строительства. В немалой степени это было заслугой западных разработчиков, целью которых было обеспечение необходимой несущей способности винтовых свай при минимальном увеличении материалоемкости, а областью исследований - количество, размер и расположение лопастей. По данным ISSMGE в 2010 году винтовые сваи заняли уже 11% западного рынка, постепенно вытесняя забивные сваи.

В начале 20-го века технология пришла в Россию. В то время винтовые сваи использовались исключительно в области военного строительства, именно здесь их достоинства оценили в полной мере. Военных привлекали, в первую очередь, универсальность применения и надежность, в особенности на пучинистых, обводненных или слабых грунтах. Комплексные исследования в области свайных оснований (теория конических свай) позволили Владиславу Дмоховскому (1877-1952) наглядно доказать преимущества винтовых свай.

Среди исследователей, изучавших применение винтовых свай в строительстве наибольший вклад внесли Шпиро Г. С., Бибина Н. М., Крюков Е. П., Цюрупа И. И., Чистяков И. М., Орделли М. А., Иродов М. Д., чьи труды позволили восполнить пробелы в сведениях о несущей способности винтовых свай в различных грунтах, определить влияние размеров лопасти и глубины ее погружения на несущую способность свай и так далее.

Как известно, приоритетными задачами разработки винтовых свай в СССР стали скорость и простота завинчивания в грунтах с высокой плотностью - стальная винтовая свая с литым или сварным наконечником и одной лопастью на конусе отвечала поставленным требованиям. Данная конструкция была разработана инженером-строителем Виктором Железковым и до сих пор используется достаточно широко.

В настоящее время компания ГлавФундамент обобщает мировой опыт ученых и исследователей всего мира, связанных с данной технологией. Специалисты отдела научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) принимают участие в различных конференциях, посвященных данному вопросу, в том числе и на международном уровне.

Благодаря работе научно-исследовательского отдела компании были разработаны уникальные методики расчета несущей способности свай, применение которых позволило достигнуть 90% сходимости полученных результатов с результатами полевых испытаний. Кроме этого, были разработаны конфигурации лопастей винтовых свай, минимизирующие разрушение грунта во время завинчивания и многое другое.



Была ли информация для Вас полезной?
0
0
0

Статьи по теме